- Главный вход
- Передняя
- Гардероб
- Санузел
- Комната забытых вещей
- Лестничное фойе
- Музей
- Кинозал
- Музей
- Музей
- Анресоль
- Балкон
- Вход с террасы
Что же такое государственная дача 1930х годов?
Дом — есть вместилище воспоминаний. Каждое пространство дома наполнено материальными свидетельствами, архетипами, которые, в свою очередь, создают метафизическое пространство, влияют на то, что мы чувствуем, рождают воспоминания. Память — есть душа дома. Казенная дача — это дом из прошлого, но без индивидуального прошлого, он принадлежит всем и никому. Она наполнена комплектом предметов, фиксирующих ее смысл и функцию, случайных предметов там нет. Предметы обезличенные, но соответствуют культуре своей эпохи, несут коллективную память, приобщая к ней ее временных жильцов. Казенная дача — свидетель истории.
И все-таки, в стенах этих дач проходила жизнь того времени, встречи, праздники, отдых, возможно, драмы. Через эти стены прошли разные судьбы не известных нам людей, не оставив свидетельств, но оставив нам эти стены, в которых остались их голоса, следы касаний, пыль времени, тени прошлого. Память.
Госдачи были также и индикатором статуса: размер дачи, ее удаленность от города и ее интерьер говорили о статусе того, кто в ней проживет. Казенную дачу можно было снять на выходные, получить на лето, можно было проживать в ней годами — она могла быть «личной», но никогда — частной. Все предметы имели инвентарный номер и были закреплены за интерьером. Эти дома нельзя было сделать отражением индивидуальности временного жильца. Ничего нельзя было выносить оттуда, а менять, вероятно, только с разрешения управления дачами. Все было несколько иллюзорно — благоустроенные дома, но не свои, доступность сервиса, недоступного массам, на короткий срок. Иллюзия благополучия. Иллюзия…
Подобные дачи были местом летнего отдыха советской элиты. Но даже, имея привилегии, никто не чувствовал себя вполне защищенным и уверенном в завтрашнем дне. Хрупкость и призрачность счастья, его временность во временном жилище — основной лейтмотив этого феномена. Все это было накануне, на пороге. Накануне ареста и крушения судеб, накануне большой войны, накануне трагедии… Накануне.
ГосДача — место для тех, кто отмечен советской властью и ею поощряем
ГосДача — индикатор статуса, признак элитарности и успешности
ГосДача — закрытое место, место не для всех
ГосДача — «личная», но не частная
ГосДача — казенная, с типовым набором предметов,
ГосДача — не содержит личных документов и семейных ценностей
ГосДача — ностальгия по дворянскому благополучному прошлому
ГосДача — дискурс об имуществе и правах
ГосДача — расслоение общества в обществе равных возможностей
ГосДача — место встреч, жизни и дружбы, человеческих судеб
ГосДача — место, связанное с историей
ГосДача — атрибут советской эпохи
Известен этот дом еще и тем, что в нем в 1994 году, режиссер Никита Михалков снял фильм «Утомленные солнцем», который рассказывает о времени, когда дача была построена, о конце 30-х годов 20 века. Сюжет
фильма очень ярко и ясно передает атмосферу того времени, материализует все его аспекты. Гражданская война закончилась, «жить стало лучше, жить стало веселее» и внешне весь антураж говорит о грядущем социалистическом счастье. Но ощущение тревоги не оставляет, и финал фильма говорит о призрачности, краткости и иллюзорности этого счастья. 30-е годы для Нижегородской губернии, впоследствии Нижегородский край, еще позже Горьковский край, были такими же тяжелыми, как и везде: коллективизация, индустриализация, эпоха сталинских репрессий, когда десятки тысяч судеб были перемолоты в ходе построения советского государства. Десятитомная книга Памяти Нижегородской области содержит 32 452 справки о репрессированных. Примечательно, что А. Жданов, отдыхавший в то время на даче № 1, был членом политбюро коммунистической партии и визировал расстрельные списки.
Дача № 1 была построена в 30е гг. ХХ века как государственная номенклатурная дача для высших партийных чинов и выдающихся советских деятелей Нижегородского (Горьковского) края. Говорят, что на даче бывал летчик Валерий Чкалов, также, есть заметки, что какое-то время там проживал Андрей Жданов, секретари Горьковского обкома партии, позже, уже в наше время, там были резиденции губернаторов Нижегородской области.
История быта того времени, не только государственных дач, воссозданного на Даче № 1, таким, как он был показан в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем»: мебель, ее расстановка, предметы, детали интерьера, белые льняные шторы и скатерти, абажуры, вазы с сухоцветами, пустые рамки, в которых когда-то были чьи-то фографии, инвентарные номерки на предметах, как на всех госдачах, чемодан у входа. Светлое приятное теплое пространство, содержащее грезу о семейном счастье и безмятежности, но в то же время содержащее элементы и детали, которые свидетельствуют об иллюзорности этой безмятежности. На третьем этаже находится небольшой кинозал и патефон — можно послушать музыку или посмотреть кино и полностью окунуться в иллюзию.
Четвёртый этаж: башенка. Тут время остановилось. Кажется, что этого этажа, как полноценного, изначально не было, так как его перекрытие попадает в окно башенки. Возможно, что с момента лирической сцены в фильме «Утомленные солнцем» там ничего не происходило. Тут расположен сеновал, который показан в фильме Никиты Михалкова символизирующий собой грезу о счастье и рассказ об истории жизни реального комдива Котова.
Третий этаж: в него можно попасть, поднявшись как по крутой тесной винтовой, так и по широкой лестнице. Этот этаж не обжит совсем. На нем две маленькие светлые комнаты, остальное пространство под кровельное — темное, загадочное. Скорее всего, оно никогда не использовалось, но точно хранит воспоминания. Пространство для размышлений, тихих разговоров. Тут может быть место для бесед, в темном пространстве под кровлей может быть и кино. Возможно, кино там может быть только на заданную тему. Погружение в историю.
Второй этаж: меньше, и он меньше показан в фильме. Второй этаж тихий, спокойный, приватный. Приватное пространство, в нём есть старые предметы «закрепленные в интерьере». Есть предметы новые, максимально нейтральные — они оказались там по необходимости. Все довольно просто и даже аскетично. Но на втором этаже появляется «неочевидное место» — в нём есть помещение, в которое сейчас попасть невозможно, но на фасаде видно, что в нем есть окно, одно окно, из него идет свет, но в окно ничего не видно. Это первое приближение к истории, пространство, создающее ощущение, что «что-то там есть за стеной».
Первый этаж: светлый, ясный, теплый, с множеством входов, пристроенной большой светлой верандой, сделанной для съемок фильма «Утомленные солнцем». Этот этаж много фигурирует в фильме, здесь проходят семейные сборы, радостные и беспечные, играют на рояле, заводят патефон, танцуют, пьют чай. Первый этаж активный, живой, понятный, общественный. В то же время видно как он изменен: заколоченные двери, новые перегородки в окна, пробитые новые двери, «зашитая» печка, отсутствие ручки на входной двери — могут впустить, но сам не войдешь, обыденные предметы с инвентарными номерками, пустые рамы фотографий.
Пространство дома и его история раскрывается постепенно, снизу вверх. От порога к шпилю башенки. Сперва детали, намеки, рождают образные ассоциации истории дома. По мере продвижения выше история дома является четче. Заканчивается рассказ «музеем» на верхнем этаже, который конкретизирует намеки, разбросанные по дому. Путь от повседневного и от живого первого этажа на чердак, всегда полного тайн. Дача № 1 имеет два лица (или множество лиц). За первым лицом поначалу не видно второго. Но оно все время присутствует на всех этажах, в деталях, в неочевидных темных местах. Приоткрыв дверь или завесу, второе лицо можно увидеть и выпрыгнуть обратно на свет настоящего. В неочевидных местах дом хранит свою память. Чем выше человек поднимается, тем конкретней намеки и понятнее рассказ. Внешнее очевидное лицо дома уступает лицу истории.
1. Резиденция для отдыха
2. Место проведения приемов, встреч, концертов, иных культурных и научных событий
3. Музей
Дача №1 содержит много сюжетов:
История времени и людей, накануне событий, которые повлекли за собой много трагедий. Она предстает перед гостем двенадцатью томами Книги Памяти Нижегородской Области в под кровельном пространстве чердака, где также рассказывается история судьбы, бывшего начальника Липецкой Высшей лётно-тактической школы комдива Котова — реального человека, ставшего прообразом комдива Котова из художественного фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем».
История времени, рассказанная в документах, журналах, подшивках газет, агитационных плакатах: история личностей, проживавших на Даче № 1. История Зеленого города — важного и особенного места в Нижегородской области. История самой Дачи, показанная в макете дачи, который находится на 3 этаже и память дома, показанная предметами из прошлого в «комнате забытых вещей» на втором этаже.
Дача №1
2020 - н.в. Россия, Нижний Новгород
Концепция построения и организации пространства помещений и прилегающей территории здания Дача № 1, расположенного по адресу: Нижний Новгород, дачное хозяйство Зелёный город, дом № 1.
Каталог объектов ГосДач 1930-х
Анализ интерьера Дачи №1 в фильме "Утомлённые Солнцем", этаж
Каталог ценностей Дачи №1
Перидизация Дачи №1
Башенка. Тут время остановилось. Кажется, что этого этажа, как полноценного, изначально не было, так как его перекрытие попадает в окно башенки. Возможно, что с момента лирической сцены в фильме «Утомленные солнцем» там ничего не происходило. Тут расположен сеновал, который показан в фильме Никиты Михалкова символизирующий собой грезу о счастье и рассказ об истории жизни реального комдива Котова.
В него можно попасть, поднявшись как по крутой тесной винтовой, так и по широкой лестнице. Этот этаж не обжит совсем. На нем две маленькие светлые комнаты, остальное пространство под кровельное — темное, загадочное. Скорее всего, оно никогда не использовалось, но точно хранит воспоминания. Пространство для размышлений, тихих разговоров. Тут может быть место для бесед, в темном пространстве под кровлей может быть и кино. Возможно, кино там может быть только на заданную тему. Погружение в историю.
Каталог объектов из фильма "Утомлённые Солнцем"
Светлый, ясный, теплый, с множеством входов, пристроенной большой светлой верандой, сделанной для съемок фильма «Утомленные солнцем». Этот этаж много фигурирует в фильме, здесь проходят семейные сборы, радостные и беспечные, играют на рояле, заводят патефон, танцуют, пьют чай. Первый этаж активный, живой, понятный, общественный. В то же время видно как он изменен: заколоченные двери, новые перегородки в окна, пробитые новые двери, «зашитая» печка, отсутствие ручки на входной двери — могут впустить, но сам не войдешь, обыденные предметы с инвентарными номерками, пустые рамы фотографий.
Режим 1: Мероприятие, приём, встреча, концерт
- Главный вход
- Передняя
- Гардероб
- Санузел
- Гостиная
- Столовая
- Буфетная
- Веранда
- Кухня
- Ванная
- Спальня
- Будуар
- Гостиная
- Спальня
- Вход с террасы
Меньше, и он меньше показан в фильме. Второй этаж тихий, спокойный, приватный. Приватное пространство, в нем есть старые предметы «закрепленные в интерьере». Есть предметы новые, максимально нейтральные — они оказались там по необходимости. Все довольно просто и даже аскетично. Но на втором этаже появляется «неочевидное место» — в нем есть помещение, в которое сейчас попасть невозможно, но на фасаде видно, что в нем есть окно, одно окно, из него идет свет, но в окно ничего не видно. Это первое приближение к истории, пространство, создающее ощущение, что «что-то там есть за стеной».
Режим Апартаменты может быть совмещён с режимом Мероприятий или Экскурсий благодаря наличию отдельного входа с терассы сразу на лестницу
История времени и людей, накануне событий, которые повлекли за собой много трагедий. Она предстает перед гостем двенадцатью томами Книги Памяти Нижегородской Области в под кровельном пространстве чердака, где также рассказывается история судьбы, бывшего начальника Липецкой Высшей лётно-тактической школы комдива Котова — реального человека, ставшего прообразом комдива Котова из художественного фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем».
- Главный вход
- Передняя
- Гардероб
- Санузел
- Гостиная
- Столовая
- Буфетная
- Веранда
- Кухня
- Музей
- Лестничное фойе
- Кинозал
История времени, рассказанная в документах, журналах, подшивках газет, агитационных плакатах: история личностей, проживавших на Даче № 1. История Зеленого города — важного и особенного места в Нижегородской области. История самой Дачи, показанная в макете дачи, который находится на 3 этаже и память дома, показанная предметами из прошлого в «комнате забытых вещей» на втором этаже.
История быта того времени, не только государственных дач, воссозданного на Даче № 1, таким, как он был показан в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем»: мебель, ее расстановка, предметы, детали интерьера, белые льняные шторы и скатерти, абажуры, вазы с сухоцветами, пустые рамки, в которых когда-то были чьи-то фографии, инвентарные номерки на предметах, как на всех госдачах, чемодан у входа. Светлое приятное теплое пространство, содержащее грезу о семейном счастье и безмятежности, но в то же время содержащее элементы и детали, которые свидетельствуют об иллюзорности этой безмятежности. На третьем этаже находится небольшой кинозал и патефон — можно послушать музыку или посмотреть кино и полностью окунуться в иллюзию.
План 4-го этажа: Расстановка мебели
План 3-го этажа: Расстановка мебели
План 2-го этажа: Расстановка мебели
План 1-го этажа: Расстановка мебели