На сегодняшний день центральная часть набережных Москвыреки в большей части выключена из жизни города. Основные остановки транспортных связей располагаются в удалённом доступе от набережных, тем самым препятствуют развитию городской среды. В связи с этим, возникновение новых способов преодоления реки и движения вдоль неё могли бы вызвать активное развитие прибрежных территорий. Для этого создаются новые пешеходные маршруты с паромными переправами, которые позволят сократить длительные обходные пути и создать более комфортную человеческую среду.
Второй проблемой, вытекающей из-за отсутствия связей, является низкая функциональная насыщенность территорий набережных. Когда прибрежные территории, причалы, пространства под мостами, вместо барьеров пешеходным потокам станут узловыми точками, на пересечении общественного водного и наземного транспорта — тогда они же станут центрами культурной и общественной активности, местами проведения культурных событий, выставок. Тогда общественная городская активность начнёт взаимодействовать с рекой.
Промышленное предприятие ЗИЛ является одной из самых крупных закрытых территорий города, расположенных на Москве-реке. Закрытая территория влечёт за собой нарушение транспортно-пешеходных связей вдоль реки, формирование непривлекательного речного фасада, а также недоступность реки для горожанина.
ЗИЛ находится на пересечении Москвы-реки и МКЖД и к 2025 году завод будет иметь на своей территории две станции метро. Исходя из общей концепции, проектируемая ЛРТ будет иметь на рассматриваемой территории три остановки, что повысит её транспортную обеспеченность и наладит связь с остальной частью города. Раскрытие границ и появление ТПУ как первых точек роста повлечёт за собой развитие всей территории.
За счёт старого русла реки территория ЗИЛа является почти островом, что увеличивает протяжённость набережных. Это делает территорию исключительной для общения с водой. В проекте мы усиливаем этот эффект за счёт обводнения территории. Внутрь новой поверхности воды помещены острова с жилыми кварталами. Вода является ключевым градообразующим элементом, разграничивая пространства на частные и общественные.
На стрелке территории ЗИЛа на сегодняшний день стоит здание высотного склада, оно является градостроительной доминантой и определяет пространство всего затона. Проектом предполагается его сохранение и перепрофилирование под театр. Здание станет, помимо градостроительной, смысловой доминантой всей территории. Кроме этого, два крупных склада, определяющих промышленный масштаб территории, реконструируются. В них размещаются многофункциональные современные пространства для работы и жилья.
ГЭС–Зарядье. Предложение по развитию
Устьинский мост. Предложение по развитию
Остановка «Ривер-лайн» под Устьинским мостом
Обоснование идеи речного рельсового транспорта («Ривер-лайн»)
Сравнение генеральных планов по четырём показателям
Участок имеет один из самых высоких уровней обеспеченности транспортом в городе. Подключая к этому узлу первую очередь проектируемого речного ЛРТ, ценность этой территории как ресурса городского развития ещё больше повышается.
Реконструкция Филёвской линии метро и вывод промышленных территорий повлечёт за собой начало активного развития территорий от Третьего транспортного кольца до Северного дублёра Кутузовского проспекта. С этой целью проект предлагает накрытие Филёвской линии метро и создания над ней зелёного бульвара. Это позволит связать городскую ткань и продлить единую пешеходную сеть набережных Москвы-реки — вплоть до Строгино. Проект предлагает создание жилья различного типа, ориентированного на Москву-реку и новый бульвар. В нижних этажах появляется коммерческая сопутствующая функция, повышающая качество среды вдоль реки.
На месте Экспоцентра предлагается возведение культурно-общественного центра городского масштаба, дополняющего существующие офисно-деловые функции, доминирующие в этой части города. По левому берегу реки идёт ЛРТ, делающая две остановки в Москва-Сити и повышающая связь данного центра с остальным городом. Главный транспортно-пересадочный узел появляется под Дорогомиловским мостом, увязывая между собой ТТК, МКЖД, три ветки метро, остановку ЛРТ и прочего речного транспорта. Узел спроектирован с выходом главного объёма ТПУ на реку и налаживает связь урбанизированной территории Сити и ботанического сада имени Сеченого.
«Фили» — схема генплана. Предложение
ЗИЛ — схема генплана. Предложение
Схема подключения «Ривер-лайна» к общественному транспорту Riverline
Схема пошагового запуска центров новой активности — «причал-остановка»
Сравнение генеральных планов по основным показателям. Формирование модели будущего
Проект посвящён столетию генплана Москвы. Проектирование велось в направлениях развития зелёного экологического каркаса, развития транспорта и пешеходных путей, развития водной инфраструктуры, а также отказа от моноцентричности в пользу полицентричного города, дающего человеку выбор, а не навязывающего ему жёсткие правила не вполне комфортной жизни.
Развитие территорий, непосредственно прилегающих к Москве-реке, немыслимо без развития самой реки. Сегодня полностью утраченафункция реки как дороги сообщения, это связано с увеличением требований к скорости транспортировки грузов и людей.
Москва-река — единственная сегодня незагруженная дорога, которая из простого элемента городского дизайна превращается в современную, экологичную и эффективную. Каждая из площадок рассмотрена как самостоятельный центр городской активности.
Ривер-лайн
Конкурсный проект 2015. Россия, Москва
Концепция скоростного рельсового общественного транспорта в русле Москвы-реки Riverline